Скорбный труд
«Вы заметили, чем всегда заканчивается жизнь?» — с изящным черным юмором как—то поинтересовался у своих друзей Иосиф Бродский. «И всяк умрет, как смерть придет» — печально констатирует народная мудрость. Действительно, любой человек смертен.
Каждому из нас, как это ни грустно, тоже не избежать скорбного момента. Умирают родственники, друзья, знакомые… У вас горе, вы хотите как можно достойнее проводить в последний путь близкого человека. Многим памятны государственные похоронные услуги — многочасовые очереди за обыкновенными гробами, беготня по конторам за нужными бумагами, пререкания с вечно пьяными похоронными бригадами изза лишней бутылки водки… К острой душевной боли добавлялись нервное напряжение, отчаяние, лекарства, опустившиеся руки.
В нынешнее время в Саратове многие погребальные проблемы решаются специализированными предприятиями обрядовых услуг. Безусловным лидером среди них является МП «НАТРОМ»
В этом году «Натрону» исполнилось 10 лет. Во главе предприятия стоит Александр Борисович Гайворонский. Терапевт, работавший в свое время инспектором врачебно-санитарной службы Приволжской железной дороги, затем заведующим амбулаторией при железнодорожной больнице, в 1987 году, после выхода закона о разрешении ИТД, решил попробовать себя в создании похоронной службы нового образца. Он нашел много общего между медициной и печальной работой по оказанию похоронных услуг — и там, и здесь все основывается на милосердии. Сейчас список услуг, предоставляемых «Натроном», насчитывает более 20 пунктов. Среди них не только обрядовые действия, но и обслуживание поминальных обедов, заказ церковно-обрядовых церемоний по согласованию с духовными учреждениями.
В истории «Натрона» бывали и победы, и трудные периоды, испытания на выживаемость. В 1990 году благодаря поддержке Д. Ф. Аяцкова, который тогда был вице-мэром города, «Натрон» получил помещение, и paбота приобрела стабильный характер.
Сочувствие, поддержка, сопереживание — три слова, которые стали основным принципом общения с заказчиком. А. Б. Гайворонский любит повторять, обращаясь к сотрудникам: «Отношение к клиенту должно быть как к близкому родственнику». В комплекс услуг входит и такая: прижизненное заключение договора на похороны. Для одинокого и пожилого человека это настоящее благо. Договор вступает в силу после выплаты, и никакая инфляция не может его нарушить. «Ничего не надо будет доплачивать?» — робко интересуются старушки. «Что вы, живите еще сто лет, желаем вам здоровья и счастья, а за то, как вас будут провожать в последний путь, можете не беспокоиться».
Одна моя знакомая, молодая девушка, проживала в коммунальной квартире. Единственным соседом был больной одинокий старик. Однажды ЭТО случилось. Девушка растерялась. Кроме знакомого многим из нас страха перед покойником она испытала боязнь другого рода: незнание, что же делать в таких случаях. На глаза попалась газета с рекламой «Натрона». Была ночь, подумалось: кто может ответить по телефону в такое время? Ответил спокойный, доброжелательный голос. «Главное — не паникуйте, поищите документы, деньги. Если не найдете нужную сумму, не переживайте, мы все равно сделаем все необходимое, оформим бумаги, обмоем, оденем, уложим в гроб, похороним. Ждите, приедем тогда-то». Все было сделано достойно, быстро, с тактом и уважением. Выплаченная сумма была гораздо меньше той, которую предполагал прейскурант.
А вот некоторые из отзывов о работе «Натрона».
»Благодарность от всей души! Не могу забыть ваш коллектив за порядочность, отсутствие вымогательства, такт. Побольше было бы таких организаций. Косточкина В. Г».
«Мы сердечно благодарим за сочувствие, благородство и милосердие. Это вселяет в нас, ветеранов войны, надежду на помощь в трудную минуту. А. Плаксин (по поручению группы ветеранов войны)»
Алексей МИХАЙЛОВ
15.08.97г. «Реклама недели» №33 (1169)