НИЗКИЙ ПОКЛОН ТЕБЕ, «НАТРОН»!
Писать о работе службы ритуальных услуг – дело непростое. Тема – очень деликатная, пересекающаяся с болью, горем и потерей близкого человека, религиозными верованиями и убеждениями, с традициями, обычаями, знаниями и суевериями, с тем, что окружает нас и что мы еще не в состоянии понять – с жизнью и смертью. Но и молчать невозможно. Ибо, независимо от наших эмоций, в подобных службах работают люди, и труд каждого их них – не легкий.
Чтобы понять это, достаточно спросить каждого: а вы пошли бы работать в этой сфере так, как работают в ней ее сотрудники? Смогли бы вы ежедневно, неоднократно, деликатно общаться с людьми, застигнутыми горем? Смогли бы так, как и они, беззаветно отдавать необходимые почести людям, с которыми зачастую не встречались при жизни? Смогли бы постоянно выступать в роли античного перевозчика Харона, Ангелом Смерти переправлявшего усопших через реку Стикс, от одного берега к другому: из квартир микрорайонов под взглядами горожан, через город, к последнему причалу, на территорию кладбища? И так изо дня в день, из года в год…
Службе ритуальных услуг «Натрон» исполнилось 20 лет. Это очень большой период времени для работы любого современного предприятия, особенно, малого. Здесь не приходится говорить о каких-то торжествах, служебных успехах, производственных достижениях, передовиках… Все годы – кропотливый труд, поиск новых услуг, форм и методов работы, наиболее отвечающих требованиям времени и населения. Чтобы понять весь этот слаженный механизм, надо хотя бы несколько дней провести внутри службы, вместе с работниками проехать по всем ежедневным вызовам, пройти по кромке, отделяющей грань жизни и смерти, почувствовать, как и насколько тяжела эта работа, что стоит за пугающим словом «похороны»?
Но, прежде чем я это сделаю, давайте вспомним, как все начиналось, что приходилось преодолевать организаторам службы за время работы?
1987 год. В стране, изъеденной бюрократией до всенародного недовольства, прозвучало слово «перестройка». Государственный механизм прогнил и затрещал настолько, что власть была вынуждена разрешить создание частных кооперативов, среди которых одним из первых, обеспечивающих ритуальные услуги населению, появился «Натрон».
Александр Борисович Гайворонский – создатель и руководитель «Натрона», вспоминает:
— Время, действительно, было нелегким. Одна только мысль о том, что помимо государственной похоронной службы может существовать и работать частная компания, у многих вызывала неприятие и желание запретить. Хотя о качестве подобных услуг наших «государственных конкурентов» ходили анекдоты, показывали сатирические киноленты, писались фельетоны, не говоря о жалобах и нареканиях со стороны населения. Надо было так продумывать каждый свой шаг, чтобы за ним росло доверие, признание и благодарность. Это и заложило основы работы, которые создают нам авторитет, постоянно совершенствуются в сторону улучшения.
Спустя полтора – два года рост и признание кооперативов настолько напугал государственную бюрократию, что их сначала начали облагать непомерными налогами, а следом, и вовсе – закрывать по любому надуманному поводу, и без такового. «Натрон» с честью прошел через это.
А следом, от собственного чванства и примитивного управления начал разрушаться и сам государственный механизм. Клич былой номенклатуры: «Спасайся, кто и как может!», — постоянно висел в воздухе. Но, разрушаясь, бюрократия стремилась похоронить под собой все, что, по ее мнению, не соответствовало «генеральной линии». Несмотря на это, авторитарный режим рухнул. А «Натрон» остался. Опять же, за счет своего профессионального, ответственного отношения к делу, и душевного выполнения обязанностей.
За двадцать лет многое менялось. Мы все помним страшные времена криминального передела и беспредела, шараханье из одной крайности – в другую, надуманные проблемы, непомерно раздуваемые слухи, реальные угрозы, невежество, остракизм, попытки новых запретов, и чиновничьи глупости… Ни к чему хорошему это никогда не приводило. Все пережито, выстрадано.
С самого начала создатели службы заложили и внесли в свою деятельность принципы душевного отношения к исполнению своего долга. И они сопровождают работу организации на протяжении всего времени. Привносятся новшества, улучшаются формы обслуживания и методы работы с людьми, совершенствуются системы заказов, договоров, и грамотно, с индивидуальным подходом, варьируются цены на услуги.
Сегодня «Натрон» уже не былой кооператив, а солидная организация с высоким авторитетом, известностью и доверием населения.
Мы познаем мир в образах, формируя из них понятия, образы и понятия по определению включат эмоциональную оценку. А народная оценка деятельности службы «Натрон» неизменно, на протяжении всего времени, остается достаточно высокой. Поэтому и во множестве благодарностей, записанных в книге, и на словах, сотрудники этой службы часто слышат искреннее признание: «Низкий поклон тебе, «Натрон»!
Юрий Кумыков
(продолжение следует)
НИЗКИЙ ПОКЛОН ТЕБЕ, «НАТРОН»! — 2
Это выражение я услышал, когда осуществлял журналистское знакомство со службой ритуальных услуг «Натрон», как говорится, изнутри. Служба работает для населения уже 20 лет, и прочно заняла достойные позиции в сфере ритуальных услуг. Доказательством служит обилие дипломов, наград и грамот, которыми регулярно награждают и положительно отмечают это предприятие. Высокие оценки — признак успеха профессионалов, не раз подтвержденная квалификация сотрудников и хорошее качество предоставляемых услуг.
Кредо сотрудников службы «Натрон» неизменно: «Каждый, кто приходит к нам за помощью, должен почувствовать неподдельное участие, внимание, деликатность и заботу».
На деле это ведет к внутренней дисциплине и удобству для клиентов.
— Это важная часть нашего авторитета, – поясняют сотрудники службы, — который очень волнует тех, кто обратился к нам за помощью, чтобы проститься с близким человеком. Проводы в последний путь должны быть достойными.
Похоронные службы работают во всем мире с древних веков. И во все времена это делается для блага людей. Отдать достойные почести усопшему – святое для человека.
Сколько бы не твердили о демографии, в один миг численность работоспособного населения страны не увеличится, а смертность за последние двадцать лет превышает рождаемость. Болезни и стрессы сводят население туда, где «несть болезней, горя и печалей», а молодежь не успевает пополнять отечественный генофонд. И на этом фоне, увы, все более актуальной становится тема «последнего приюта» и качественного предоставления ритуальных услуг.
… Звонят телефоны службы «Натрон».Когда случается непоправимое, то многим просто трудно сориентироваться в том, кто же в состоянии помочь в решении проблем, связанных с проводами в последний путь? А проблемы эти надо решать быстро и уверенно. Если в дом приходит горе, понимая, что близкий человек потерян навсегда, все же, несмотря на боль и превозмогая страдание, необходимо устроить прощание с близким. Проведение похорон всегда застает врасплох. Душа скорбит об умершем, но при этом надо думать: где и как оформить необходимые документы, купить венки, выбрать гроб, избежать ненужных проблем?
Диспетчер отвечает на звонки хорошо поставленным голосом. Он – первый печальный встречающий у незримой черты, разделяющей промежуточный мир бытия и вечного полета души. Он прекрасно изучил психологию людей, беспомощных перед лицом смерти. Отвечает мягко и уверенно, умело управляет своими чувствами и эмоциями людей, обратившихся за услугами. По иному здесь невозможно. Иные здесь не работают.
Он передает поступивший заказ агенту, который выезжает немедленно по указанному адресу. Я еду вместе с ним сквозь надоевшие пробки, пыль, по нескончаемым дорожным ямам и ухабам нашей жизни. Агент ритуальной службы знает город хорошо, и мы быстро прибываем по обозначенному адресу.
В квартире многоэтажки нас в скорби встречают родственники усопшего. Они впервые оказались в такой трагической ситуации, не знают, что и как делать, и это дополняет атмосферу отчаяния. Агент ненавязчиво, умело, выдерживая паузы, предлагает все необходимое в такой ситуации, дает советы, заключает договор. Чувствуется некое моральное облегчение. Мы возвращаемся, чтобы немедленно выехать по новому вызову.
После второго выезда я не выдерживаю: для меня, человека мало подготовленного, впечатлительного, обилие горя вокруг становится невыносимым. Сложно оставаться живым в мире — близком к умершим. Быстро приходит осознание: степень эмоциональной нагрузки работников ритуальных служб сравнима лишь с экстремальными профессиями. Даже родственники, один раз пережив все, что этим связано, стараются быстрее обо всем забыть. А те, кто работает в похоронной службе, каждый день вынуждены не раз встречаться со смертью и горем близких умерших людей.
Внутри офиса «Натрона» много посетителей. Одни выбирают гроб, другие заказывают венки, обговаривают процесс похорон. И здесь – скорбь. А ведь у всех сотрудников ритуальной службы — дома семьи, дети, иные заботы. Как заслониться от энергии горя, которое витает вокруг ежедневно и многократно, пронизывая одежду, плоть, душу? Если бы они были более эмоциональны, впечатлительны, возбудимы, они бы не смогли здесь работать. Это еще одно осознание профессий ритуальной службы. Не всем такое по силам. А здесь люди работают годами, с устойчивой психикой.
… Прибывают и отъезжают ритуальные автобусы. В каждом из них — команды, встречающие усопшего на последнем отрезке его земной юдоли, прежде чем он перейдет в неземные миры. Они аккуратно, со знанием дела, укладывают усопших в гробы, после прощания родственников выносят тела и сопровождают на кладбища. Там, отдавая священные почести, и завершается последний путь человека, упокоение бездыханного тела и переход души в иной мир.
Здесь наиболее остро чувствуется разрыв между жизненными укладами, из которых смерть вырывает человека и переносит в царство вечного упокоения. То есть, осуществляются те самые загадочные и пугающие похороны.
Здесь, перед вратами вечности начинаешь понимать, что таинство смерти включает в себя огромную и нелегкую работу ритуальной службы «Натрон», большого штата специалистов, сопричастных смерти, которой, в широком смысле, предшествует вся наша жизнь. Они, делая свое дело, сохраняют самообладание и рабочее спокойствие среди горя, обилия слез и людских эмоций, где перемешаны любовь, скорбь и боль.
Мне, на время соприкоснувшемуся с этой работой, все кажется философским, значительным. Кажется, что каждый умерший незримо наблюдает за всем происходящим, оценивая и степень уважения, и горечь близких, и работу специалистов. В висках начинает стучать протест: смерть ужасна, отвратительна, абсурдна, невыносима, но… неотвратима. Сознание постоянно вращается вокруг жизни и смерти, но разум не в состоянии объяснить эту несправедливость, это обязательное горе, которое испытывают люди, теряя своих родных и близких.
Работники ритуальной службы «Натрон» тоже чувствительны, но их чувства и эмоции закалены осознанием: то, что они делают – необходимо, и делать это надо по высшему разряду, невзирая ни на что.
Прощание с умершим человеком в сердцах близких ему людей — это загадочное продление его вечного бытия в заботе о достойном погребении и светлой памяти о нем. Мистическая связь живого и мертвого, которая не прекращается со смертью, а обретает новые черты.
И обеспечивают этот переход люди, чья работа по-своему достойна великой оценки и безграничной благодарности за сочувствие, понимание и нелегкий труд.
Низкий поклон тебе, «Натрон»!
Юрий Кумыков май 2007