К сведению родных и близких: вынос «Натрона» пока не состоялся
Пригодится признать: редко, но все-таки случаются такие конфликтные ситуации, которые касаются даже мертвых, не говоря уж о живых. И черный юмор тут ни при чем, просто речь идет о похоронном обслуживании и, в частности, о малом предприятии «Натрон», который этим обслуживанием занимается.
Это малое предприятие, организованное медиками, существует в Саратове с 1987 года, и с самого начала создатели постарались внести в свою деятельность несколько иные принципы, нежели за годы сложились в работе государственного спецпредприятия «Ритуал». Ведь что говорить, все, кому по несчастью приходилось обращаться в подобные службы, слишком хорошо знают, какой морокой порой оборачиваются старания воздать последний долг близкому человеку, Не собираясь сравнивать деятельность этих двух, теперь уже «конкурирующих фирм», выскажу лишь общее мнение о том, что человека, обратившегося в похоронное бюро, меньше всего волнуют его название или внутренние проблемы — его волнует только то, чтобы печальный ритуал прошел во всех отношениях достойно и как можно более безболезненно для близких.
И цены, конечно, тоже сейчас волнуют. В этом отношении за время своего существования «Натрон» добился того, что они здесь стали даже ниже, чем в государственном предприятии {сейчас весь комплекс похоронных услуг в «Натроне» обходится в 6-7 тысяч рублей). Заказ достаточно сделать просто по телефону, но и обратившись, клиент затрачивает не белее десяти минут. Но главное новшество, которое сделал «Натрон», заключается, как ни странно это звучит, в заключение предварительных договоров на похоронное обслуживание в случае смерти заказчика, на которые охотно идут одинокие престарелые люди. Правда, четыре года назад, когда оформлялись первые договора, все это стоило 300 рублей, и теперь малому предприятию приходится стараться их перезаключить или все-таки… выполнять, когда дело касается наиболее неимущих, и отправлять их в последний путь за свой счет. Поэтому уже сейчас «Натрон» сделался похож не на кооператив, где речь идет исключительно о прибыли, а скорее на особую, незаметно сформировавшуюся благотворительную организацию, которая организует новую сферу — уход и медицинское обслуживание для самых обездоленных стариков и инвалидов.
Для всей этой работы «Натрону» вовсе не требовалось больших производственных и служебных помещений — все предприятие довольствуется всего тремя метрами приемного пункта на территории отдела регистрации смерти гор-ЗАГСа, о которых и разгорелся нынешний спор, так как новая заведующая городским отделом загса Н. А. Антипова сделала распоряжение приемный пункт МП «Натрон» с ее территории до 21 октября убрать. Другими словами, «Натрон» просто изгоняется на улицу, и его деятельность впервые за все эти годы оказалась под реальной угрозой.
Сама заведующая объясняет свое решение тем, что «Натрон» ей не нужен», зачем «ЕЙ» рядом два совсем «одинаковых» предприятия. О том, чтобы перезаключить договор на более выгодных условиях и как-то договориться о дальнейшем мирном сосуществовании, Н.А.Антипова не хочет даже слышать. Свое распоряжение она объясняет устной жалобой двух неизвестных посетителей, у которых якобы имелись к «Натрону» серьезные претензии. Но ни странно ли руководствоваться этим, не обращая внимания на то, что существуют десятки, если не сотни письменных свидетельств людей, имеющих несчастье когда-то обращаться в «Натрон» и отметивших то, что с его помощью весь печальный ритуал прошел «быстро, корректно и тактично» (цитирую строки из последнего благодарного письма). Что касается финансовой стороны, то в этом году по собственной инициативе сотрудники «Натрона» специально привлекли к проверкесвоей финансово-хозяйственной деятельности органы БХСС и налоговую инспекцию, чтобы документально опровергнуть всякие необоснованные догадки, домыслы и подозрения в корысти и якобы «наживе на чужой беде», которые периодически возникают у того, чье пристальное внимание привлекают две знакомые буквы «МП» (а в простонародье он по-прежнему кооператив). О скандальной популярности «Натрона» говорит и тот факт, что за его спиной, так же, как и за спиной «Ритуала», орудует целая армия жуликов, которая выдает себя за сотрудников этих фирм и предлагает убитым внезапным горем людям изделия и услуги по ценам, многократно превышающим реально существующие. Но те, кто документально оформлял свои отношения с «Натроном», вряд ли могли иметь серьезные недоразумения, связанные с ценами и качеством обслуживания.
О. Клюкина
«Саратовские вести» №209(299) 24.10.92