…Бог нам судья
На счастье, на беду ли, но человеческая жизнь никогда не являлась величиной постоянной. Более того, продолжительность ее настолько непредсказуема и хрупка, что неожиданный финал жизненного пути ставит подчас такое количество вопросов перед родными и близкими умершего, разрешить которые достаточно сложно, а главное — больно.
Проблемы, предшествующие похоронам, способны привести в тупик любого, не обладающего железными нервами человека. Наличие же последних не является в настоящее время общенародным достоянием. Мы уже давно привыкли к тому, что в большинстве случаев на сегодняшний день нас окружают безразличие и отсутствие элементарной порядочности. Да и мало ли еще чего, что не добавляет нам ни сил, ни здоровья.
Неизвестно, сколь долго продолжался бы устоявшийся порядок вещей, не выйди в мае 1987 года знаменитый указ, побуждающий сограждан к индивидуальной трудовой деятельности. Страна, вкусившая первые плоды демократии, начала испытывать себя на новом для нее поприще — поприще бизнеса. К сожалению, это далеко не первое полезное начинание, которое благополучно оборачивается к основной части населения вовсе не той частью тела, какой хотелось бы. Именно поэтому ларьков и фирменных магазинов
в нашем городе больше, нежели фирм, услуги которых вносили бы в наши души пусть ненадолго, но — умиротворение.
Улица Первомайская, несмотря на свою относительную непродолжительность, уместила в своих границах сразу три бюро, занимающихся выполнением похоронных обрядов. Точнее, обряды выполняют лишь два из них — похоронная служба «НА-ТРОН» и бюро похоронного обслуживания «РЕКВИЕМ». Последнее образовалось лишь в этом году, поэтому наше внимание сосредоточилось, на «Натроне», деятельность которого насчитывает семь лет.
О похоронной службе «Натрон» рассказывает ее учредитель А. Б. ГАЙВОРОНСКИЙ.
— Проработав достаточное время врачом в .системе Приволжской железной дороги, я понял, что меня наше здравоохранение не устраивает в силу многих причин и одна из них — практическая невозможность для человека ищущего употребить всю свою силу и энергию в том направлении, которое выбирает для себя он сам. Предоставленная же государством возможность любому делать свое дело и достаточно плачевное положение государственной похоронной службы побудили меня к созданию конкурентоспособной альтернативы «Ритуалу», как монополисту в этой области.
В первые годы работать было очень тяжело, так как сложился стереотип отторжения от себя всего того, что не несет на себе хотя бы налета государственности. Уже создав «Натрон», я все еще продолжал медицинскую практику, но вскоре понял, что полноценно можно выполнять только одно дело. Решиться на уход с работы в традиционном ее понимании было серьезным шагом, но шаг этот был сделан и с тех пор мы работаем и, на мой взгляд, не без успеха.
То, чем занимается наша служба, сродни медицине. Ведь по большому счету, мы заботимся о людях живых, стараясь свести до возможного минимума горечь утраты близкого человека. Сопереживая каждому, кто к нам обращается, «Натрон» кропотливо создает себе репутацию службы, не делающей различий ни для кого. Именно службы, так как основа нашей деятельности и состоит в служении тем, кто нуждается в нашей помощи. Кардинальные расхождения с тем же «Ритуалом» начинаются уже в процессе подбора кадров. Человек, принимаемый нами на работу, — это, прежде всего, человек высоконравственный, не злоупотребляющий доверием клиентов. Сотрудники с иной душевной конституцией в наших стенах долго не задерживаются. Перечень услуг в «Натроне» разнообразен и очень гибок. Он рассчитан на любой социальный уровень. Кстати, о ценах в нашей фирме ходят слухи самого противоречивого характера, и дабы положить им конец, скажу, что так называемый комплекс-минимум стоит от 500 до 600 тысяч рублей. Это оптимальная цена на все услуги целиком. И человек, сделавший заказ, ничем, кроме как поминками, в эти трагические дни не занимается. Мы же делаем все остальное: от оформления документов до непосредственного захоронения. Также нами практикуется система скидок для участников и ветеранов войны — до 30 процентов. Точного списка льгот составить практически невозможно, так как подход к каждому клиенту индивидуален. Чтобы это понять, надо здесь работать. Бывает так, что приходит старушка, у которой всех-то сбережений — 10 тысяч. У нее нет никого, кто мог бы помочь ей, и помогаем ей мы. Да, за счет клиентов состоятельных «Натрон» хоронит неимущих. Правда, случается, что некоторые этим злоупотребляют. Что ж. Бог им судья. Бывает и такое, что от умершего отказываются родственники или тело просто не востребуется из морга. В подобных случаях мы также берем на себя заботы по захоронению.
Хоронить хотелось бы на своем кладбище: не где-нибудь, а, по возможности, в черте города. Это один из давних наших проектов, который находится в стадии разработки. Город в лице мэра и вице-мэра понимает, что такое кладбище необходимо, но инстанции, от которых это непосредственно зависит, не хотят пойти нам навстречу. Они не понимают или не хотят понять, что это проблема общегородского значения, а не только личная заинтересованность. И место, вроде бы, есть, но предпочитают его отдать под застройку коттеджей. Мы же хотим хоронить людей достойно, чтобы хоть после жизни они обретали искомый покой.
Андрей МЕКИТОВ
«Земское обозрение» №8 16.12.94